Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: достижения
Разработка и апробация модели комплексного перехода на ФГОС общего образования
Опыт апробации ФГОС начального общего и основного общего образования показал, что без целенаправленного, системного, комплексного научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС невозможно обеспечить выход образовательной системы лицея на новый качественный уровень ее развития и функционирования, избежать рисков формализации сложного и многопланового процесса введения ФГОС общего образования и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации всей системы образования. Программа призвана обеспечить и реализовать цикличность инновации
Цель программы – обеспечение поэтапного перехода на ФГОС, при оптимальном сочетании отраженных в стандарте требований и особенностей образовательной модели учреждения.
Задачи программы:
- подготовка учителя способного овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов;
- организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускника компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС;
- внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС технологий управления;
- создание эффективной системы оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений обучающихся.
Процесс внедрения стандарта основной школы в нашем образовательном учреждении с очевидностью выявил ряд проблем и противоречий. Данные противоречия проявляются на целевом, организационном, содержательном и технологическом уровнях.
Разработаны программы по всем уровням образования
Проблема
Преемственность
Решение
Создать условия для кластерного взаимодействия учителей
Образовательная система лицея обеспечивает возможность развития детей как творческих, конкурентноспособных, здоровых, образованных, сознательных граждан, обладающих информационной культурой, способностями к исследованию и эффективной коммуникации, умеющих принимать решения и осуществлять их.
Изменение целей и задач обучения, которые конкретизованы в планируемых результатах, потребовало изменения образовательного пространства
Построение образовательного пространства Лицея основывается на психолого-возрастных особенностях школьников. Все этапы образовательного пространства починены единой цели при сохранении самостоятельности и специфичности каждого из них. Подростковая школа является промежуточным звеном между начальной и старшей школами, что определяет зависимость результатов подростковой школы с одной стороны от результатов младшей школы, с другой стороны от заказа старшей.
Начальная школа (1 – 4 классы)
Задача начальной школы – сформировать у ребёнка устойчивый интерес к познанию.
Среднее звено (5 – 9 классы)
Задача данной ступени обучения – индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ученика, подбор соответствующих методик, Педагоги убеждены, что обучение – это длительный процесс сотрудничества всех заинтересованных сторон: учеников, учителей, родителей, общества. Внеклассная и внеурочная работа разнообразна и продумана: элективные курсы по выбору, Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
Старшая школа (10 – 11 классы)
Задача третьей ступени обучения – формирование, развитие, углубление способностей ребёнка, доведение его индивидуальных достижений до максимального уровня. Решению этой задачи способствует работа элективных курсов, направленных на приобретение учащимися необходимых жизненных и коммуникативных навыков, а также углубление и расширение знаний по предметам (математика, русский язык, обществознание, иностранные языки, информатика). Содержание деятельности: составление и реализация учеником индивидуальной программы развития, сотрудничество и партнерство. Усилия педагогов направляются на развитие тех способностей, которые вытекают из потребностей самого ученика для успешного продвижения его к целям, которые он поставил себе сам.
Теперь перед нами стоит задача расширения образовательного пространства.
Сегодня на совещании хотелось бы прийти к пониманию, что есть социальная практика, каким образом мы будем её осуществлять.
Изменилась модель образовательного процесса. Мы пришли к пониманию, что целевое назначение модели образовательного процесса: обеспечение преемственности в обучении и интеграции учебной и внеурочной деятельности как условия для интеллектуального, общекультурного, социального, духовно-нравственного, физического и творческого развития учащихся.
Образовательный процесс включает два блока: урочный с углубленным изучением отдельных элементов учебной программы по предметам русский язык и математика; внеурочный.
При переходе в подростковую школу младший школьник характеризуется довольно высоким уровнем инициативности и учебной мотивации. Образовательное пространство в период адаптации школьников к условиям подростковой школы (5-6 класс) позволяет удовлетворить потребности и желания ребенка попробовать себя в различных видах деятельности. Основной целью подростковой школы в рамках организации образовательного процесса на уровне 7 – 9 кл.:
Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуальногои коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение
- Формирование познавательной мотивации, определяющей установкуна продолжение образования.
- Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей.
- Готовность выпускника подростковой школы к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе или профессиональной деятельности.
Поэтому вполне логичным для нас стало создание образовательных Центров. Центры являются основной организационной формой внеурочного пространства: развивающие (1-6 кл.), предпрофильные (7-9 кл.), центры профессиональной направленности (10-11 кл.). Планирование работы развивающих (1-6 кл.) и предпрофильных центров (7-9 класс) осуществляется по триместрам, одновременно организована работа 6 центров разной направленности. Обучающиеся осуществляют выбор центра в зависимости от собственных интересов, будущего направления профильного обучения. За один учебный год ребенок получает возможность посещать занятия в трех центрах. Например, изучая на углубленном уровне математику, за год можно сделать выбор таких предпрофильных центров – социально-экономический, технологический, информационный, естественнонаучный, но можно продолжать занятия в одном центре. Планы центров профессиональной направленности соответствуют реализуемым профилям обучения, но имеют более узкую предметную специализацию. Осуществляя пробы, обучающиеся определяются в своих профессиональных предпочтениях. Занятия проводятся в современных нетрадиционных формах с использованием ресурсов Лицея, Интернет-ресурсов, ресурсов социокультурной среды.
В условиях введения и реализации ФГОС общего образования трансформировалась роль учителя, классного руководителя. Изменяется содержание деятельности их деятельности за счет решения задач, связанных с социализацией и индивидуализацией обучающихся, возникает необходимость педагогической поддержки обучающихся в ситуации индивидуального выбора. Позиционирование классного руководителя как модератора, тьютора, фасилитатора вызвало необходимость построения новых организационно-управленческих условий: изменение должностных обязанностей классного руководителя, показателей эффективности работы, системы оплаты и стимулирующих выплат.
Одной из ведущих проблем для нас остается система оценки достижения планируемых результатов и мониторинга.
Ведущая форма оценивания метапредметных результатов – работа над ИИП и его зашита.
В лицее сложилась определенная система работы:
- В УП выделены часы на ИИП.
- Построена Годовая циклограмма работы над проектом, определена роль учителя.
- Разработаны оценочные листы.
- Защита ИИП рассматривается нами как образовательное событие, которое проводится в форме лицейской конференции. Лицейская конференция является значимым событием не только для нас, но и для городского сообщества. Оценка проекта осуществляется с привлечением внешних экспертов.
Согласно данным анкетирования, проведенного в Лицее, у обучающихся достаточно сформировано понятие исследовательской и проектной деятельности, более 50% проявляют интерес к данной деятельности и планируют ей заниматься далее. Вместе с тем часть обучающихся (до 23%) испытывает трудности в выборе темы, поиске информации и во время процедуры защиты.
Открытой проблемой, на сегодняшний день, так же является проблема реализации проектов.
В целом контрольно-оценочная деятельность учителя-предметника остается традиционной, хотя и есть определенные изменения. Необходимо менять подходы к системе текущего и тематического оценивания предметных результатов. Вызывает интерес технология формирующего оценивания, которая требует детального изучения, проработки и принятие её каждым учителем и понимание обучающимися. Что определяет для нас задачи в этом направлении.
Ведущей оценочной процедурой промежуточной аттестации в основной и средней школе является зачетная неделя, которая проводится 2 раза в год. Используются как стандартизированные КИМы системы Статград, так и разработанные учителями. Осуществляется внешняя оценка диагностических работ. Изучается потенциал и проходит апробирование отдельными учителями «Я-класс».
Проблемным остается вопрос наличия стандартизированных КИМов для осуществления комплексной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов.